Итоговое сообщение международного семинара «Инновации и преемственность в образовании как аспект устойчивого развития в поликультурном мире»

Международный семинар «Инновации и преемственность в образовании как аспект устойчивого развития в поликультурном мире» состоялся 9-12 декабря в Москве. Организатором мероприятия выступил Департамент образования города Москвы, оператором – Московский институт открытого образования. Обсуждение вопросов поликультурного образования и межэтнического взаимодействия в образовательной среде проводится Департаментом образования Москвы ежегодно в рамках цикла семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество».

В 2015 году мероприятие было приурочено к 70-летию образования ЮНЕСКО и готовилось при поддержке Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, во взаимодействии с Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Международной Федерацией мира и согласия и Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Партнерами по подготовке и проведению мероприятия также стали образовательные организации сети межуниверситетского сотрудничества «УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО» и региональное объединение школ – участников международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

Участие в семинаре приняли около 200 представителей органов управления образованием и образовательных организаций Москвы, 14 других российских регионов (Республика Башкортостан, Владимирская и Воронежская области, Республика Калмыкия, Костромская, Московская, Омская области, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Севастополь, Республика Татарстан, Томская, Удмуртская и Ульяновская области), 14 зарубежных стран (Азербайджан, Беларусь, Болгария, Германия, Греция, Израиль, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Сербия, Таджикистан, Финляндия), а также от международного экспертного и академического сообщества.

На пленарном заседании семинара с сообщениями выступили первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Михаил Тихонов, ректор Московского института открытого образования Алексей Рытов, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Хорошилов, председатель Исполкома Всемирной федерации ассоциации ООН Алексей Борисов, президент Международной общественной организации «Федерация мира и согласия» Виктор Камышанов, ректор Славянского университета Республики Молдова Татьяна Млечко и многие другие почетные гости.

В ходе мероприятия участники обменялись опытом и практическими наработками в области гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства и культурной самобытности народов средствами образования. Важной темой пленарного заседания семинара стало рассмотрение роли межкультурного образования в свете задач новой глобальной программы на период до 2030 года в интересах мира, прав человека и устойчивого развития.

На секционных заседаниях международного семинара обсуждали роль образования в формировании гражданской ответственности для сохранения мира и диалога культур, вопросы сохранения традиционных культурных ценностей и самобытности народов в условиях информатизации и глобализации; поддержку многоязычия, межкультурного и межконфессионального диалога в школе как фактор укрепления единства народов России, а также современное понимание диалога культур как в едином информационном и образовательном пространстве, так и с учетом региональной специфики. В программу семинара были также включены две панельные дискуссии: «Миграция и образование: проблемы интеграции иноэтничных учащихся» и «Интеграция с точки зрения большинства: образовательные стратегии».

Особое внимание в ходе международного семинара было уделено презентации опыта Москвы в контексте задач образовательной политики в социокультурном пространстве современного мегаполиса. Участники семинара получили возможность познакомиться с деятельностью столичного образования не только через выступления московских директоров и педагогов, но и при посещении одного из многопрофильных образовательных комплексов Москвы – ГБОУ Школу №2025 со статусом Ассоциированной школы ЮНЕСКО.

Важной частью семинара стал молодежный форум «Каков ты – таков и мир вокруг тебя», тематика обсуждения на котором была созвучна вопросам, поднимавшимся на взрослых заседаниях мероприятия. Участниками Форума, наряду с московскими школьниками, стали представители школ-участников международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» из регионов РФ и сопредельных стран.

По итогам проведения международного семинара были сформулированы следующие основные выводы и предложения:

1. Заслуживает дальнейшего изучения и трансляции опыт зарубежных стран и российских регионов в сфере интеграции поликультурной составляющей в содержание образования, формирования межкультурной компетентности и этнологического просвещения. Участники полагают важным расширение географии и состава участников ежегодного международного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», с включением в него большего числа представителей стран ШОС, БРИКС, Евразийского союза.

2. Для продвижения межкультурного образования следует активно использовать возможности современных средств массовой информации, включая интернет и социальные сети. При этом следует учитывать, что они могут выступать и в качестве средства формирования межкультурной компетентности у педагогов, родителей, обучающихся и населения в целом, и в качестве ценного источника информации, в том числе для научных и социологических исследований по данной тематике.

3. Предлагается рассмотреть вопрос, в целях регулярного обмена опытом, создания на одной из площадок социальных сетей сообщества представителей высшего, среднего, дошкольного и дополнительного образования, активно работающих в сфере межкультурного образования и просвещения.

4. Особое внимание в современном поликультурном образовании следует уделять просветительской деятельности по вопросам культуры и истории религий, особенно с точки зрения взаимодействия ислама и христианства в современном мире.

5. Большое значение для деятельности в сфере межкультурного образования и просвещения имеет работа не только с индивидуальными обучающимися, но и с их родителями и членами семей.

6. Практики, представленные участниками семинара из субъектов РФ и зарубежных стран, доказывают необходимость активного использования ресурсов социокультурной среды (библиотеки, учреждения культуры и т.п.).

7. В текущей работе по включению элементов межкультурного образования в учебную и воспитательную деятельность следует стремиться гармонизировать вопросы формирования у обучающихся этнокультурной и общегражданской идентичности, как это предусмотрено Стратегией государственной национальной политики РФ до 2025 года и международными нормативными документами.

8. Важно всемерно содействовать включению тематик межкультурного образования и этнологического просвещения в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации будущих и действующих педагогов и управленцев сферы образования, в том числе с использованием активных форм обучения в целях формирования у специалистов практических навыков и межкультурных компетенций.

9. Особого внимания в сфере межкультурного образования требуют вопросы адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов средствами образования. Важно осуществлять профильную подготовку, переподготовку, повышение квалификации будущих и действующих педагогов в сфере методики преподавания русского языка как иностранного (как неродного), различным аспектам социальной и культурной адаптации средствами образования. Рекомендуется рассмотреть возможность введения в педагогических вузах дополнительной квалификации «Учитель русского языка как иностранного / как неродного» к основной специальности «Учитель русского языка и литературы» и «Педагог дополнительного образования».

10. С учетом представленного в рамках семинара опыта на данном направлении предлагается рассмотреть возможность проведения в первом квартале 2016 года межрегионального «круглого стола» Москва – Санкт-Петербург, с участием директоров и педагогов образовательных организаций, специалистов Московского института открытого образования и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

11. Тематика формирования межкультурной компетентности требует интеграции усилий образовательных организаций разного уровня, тесного сотрудничества в формате «школа – вуз», активного использования межпредметного интеграционного подхода, с учетом региональных особенностей.

Цикл ежегодных семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» имеет целью обмен инновационным опытом и практическими наработками Москвы, других регионов РФ и зарубежных стран в области межкультурного образования, обеспечения равного доступа к образовательным услугам и повышения их качества в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования, а также образования на протяжении всей жизни. Проект играет роль научно-практической лаборатории, оказывающей информационно-методическую поддержку сети образовательных организаций и учебных программ. Особое внимание уделяется учету мировых тенденций и инноваций в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. За время проведения семинаров с 2009 года в нем приняли участие более 1000 человек из 48-и стран и многих регионов Российской Федерации.

Текст выступления на семинаре президента Федерации мира и согласия Виктора Камышанова.

Журнал ФМС

  • 2012
    2012
  • 2012
    2011
  • 2010
    2010

Издания ФМС

  • Kniga
    Публикации ФМС